ЭКСКУРСИЯ ПО ЗАЛАМ

ИЗ КОЛЛЕКЦИЙ ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ
В настоящее время экспозиция находится на реконструкции. Предметы из нее можно увидеть на выставке "Из коллекций первого русского музея - Петербургской Кунсткамеры"

Великий русский царь Петр I был неутомим и постоянно находился в потоке дел, которые служили ко благу и процветанию Отечества. В стране не осталось ни одной сферы жизни, которую бы он не преобразовал своей могучей волей. М.В.Ломоносов сказал о нем: "Он Бог твой, Бог твой был, Россия!"

С юношеского возраста Петр был страстным коллекционером и увлеченно собирал различные диковинки. Путешествуя по Западной Европе, он не пропускал ни одного аукциона, где продавались "заморские редкости", вывезенные из восточных колоний: необычные ракушки и растения, чучела птиц и животных, монеты, медали и т.п. С конца XVII века модным увлечением была анатомия, и потому большой популярностью пользовались искусно приготовленные из человеческих зародышей препараты и композиции из них, сделанные одним из лучших анатомов того времени Ф.Рюйшем. Петр приобрел уникальную коллекцию Рюйша и отправил ее в Петербург. Вместе с другими собранными царем вещами: инструментами, природными редкостями, искусственными произведениями, археологическими находками, а также книгами она легла в основу и стала гордостью первого русского общедоступного музея — Кунсткамеры.

Значительная часть коллекции Рюйша сохранилась: отдельные образцы ее выставлены в круглом зале. Здесь же можно увидеть кусок дерева-монстра — сосны с вросшей в ствол веткой, которая росла на том месте, где Петр решил заложить новое здание для Кунсткамеры. Монстры-уроды и разные диковинки поступали в музей со всех концов России по указу Петра. В то время ими повсеместно увлекались в основном ради удовлетворения любопытства. Петр же собирал их для просветительских целей, "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук".

В круглом зале, где некогда был анатомический театр, сейчас выставлены самые разные предметы из ранних этнографических коллекций, собранных в петровское время. Здесь же выставлен скелет великана Буржуа из французского города Кале. Ростом он был выше Петра и обычно стоял на запятках царской кареты. Когда Буржуа умер в 42 года, было решено сохранить его скелет. С тех пор он и стоит в круглом зале Кунсткамеры.

В память об основателе музея здесь же хранится одежда Петра I, копия его посмертной маски и слепок с оттиска его руки.



1998-2005 © МАЭ РАН
E-mail: info@kunstkamera.ru