ЭКСКУРСИЯ ПО ЗАЛАМ

   

ПЕРВЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КУНСТКАМЕРЫ

  Панорама экспозиции

    Постоянная экспозиция "Первые естественнонаучные коллекции в России" в зале Барокко дает представление о старейших коллекциях Кунсткамеры Петра I (1672-1725): коллекции анатомических препаратов Фредерика Рюйша (1638-1731), позднее дополненной российскими препаратами, собиравшимися по указу Петра I.

    Кунсткамера Петра Великого
    До конца XVII в. анатомические вскрытия в России были запрещены. Это положение изменилось после посещения Петром I публичных лекций по анатомии в Амстердаме (1697-1698). Петр I осознал, как много медики могут узнать о человеческом теле, изучая его при вскрытии. Он издал указ, по которому приобретение знаний о человеческом теле путем вскрытия более не считалось богохульством.

  Альберт Себа   Фредерик Рюйш   Препарат Рюйша   Препарат Рюйша   Препарат Рюйша   Препарат Рюйша   Неразделенные близнецы

    Петр I хотел видеть Россию просвещенной страной. Он собрал обширную коллекцию животных, растений и минералов со всего света, а также тысячи заспиртованных анатомических препаратов. В 1718 г. он приказал, чтобы в Петербург для изучения доставлялись мертворожденные младенцы с отклонениями в развитии и уродливые животные. Царь стремился развеять предрассудок о том, что монстры являются порождением дьявола. Петр I хранил свою коллекцию в созданной по европейскому образцу Кунсткамере, которая представляла собой наглядную энциклопедию. Это был не паноптикум, как представлялось некоторым, а научный кабинет.
    Две голландские естественнонаучные коллекции - Альберта Себы (1665-1736) и Фредерика Рюйша (1638-1731) составили основу естественнонаучного собрания Кунсткамеры Петра I. И Рюйш и Себа собирали для своих амстердамских коллекций животных, растения и раковины со всего света. Будучи медиком, Рюйш также составил собрание заспиртованных и бальзамированных частей человеческого тела.
    Себа, амстердамский аптекарь, занимался собирание естественнонаучных предметов (naturalia) наряду с некоторыми артефактами, сделанными жителями Азии и Америки (artificalia).Себа поставлял медикаменты императорскому двору в Петербурге, а в 1714 г. предложил российскому царю приобрести коллекцию. Спустя год Петр I купил ее, в том же году она была доставлена в Петербург.
    А еще через год, в 1717 г., российским царем во время поездки в Амстердам была приобретена коллекция, собранная Фредериком Рюйшем.

    Коллекция Рюйша
    Царь Петр I посещал анатомические лекции Фредерика Рюйша зимой 1697 - 1698 гг. Эти занятия проводились в анатомическом театре амстердамской Палаты Весов в течение нескольких дней, пока тело, на котором производились вскрытия, не начинало разлагаться.
    Фредерик Рюйш придумал способ сохранять части тела в течение длительного периода. Он создавал влажные и сухие препараты, вводя в кровеносные и лимфатические сосуды специальную жидкость, состав которой держался в секрете.
    "Смотри сам" - так он формулировал свое кредо. Девиз в его гостевой книге гласил: "vene, vidi et judica nil tuis crede oculis" (Приходи, смотри и суди, верь только своим собственным глазам).
    Петр I видел анатомические препараты во время своей первой поездки за границу с Великим Посольством в 1697 - 1698 гг. кроме двух тысяч препаратов частей человеческого тела, коллекция Фредерика Рюйша содержала препараты животных, а также собранный им сами гербарий (herbaria).
    Рюйш, ежегодно пополнявший каталог коллекций, в 1716 г. закончил десятый том описания содержания своего, как он его называл, королевского кабинета. В действительности он надеялся продать коллекцию какому-нибудь принцу. Преимущество покупки коллекции королевской особой состояло в том, что кабинет был бы сохранен как единое целое. Частные же коллекции после смерти их владельца обычно выставлялись на аукцион, и их содержимое рассеивалось.

    Российская тератологическая коллекция
    Царь Петр I поощрял исследование аномалий и пытался развеять суеверный страх перед монстрами. Он издал указ, в соответствии с которым мертворожденные дети с отклонениями, а также уродливые животные должны были отправляться в императорскую коллекцию.
    Эти аномальные существа, которых часто называли монстрами, превращались в экспонаты и выставлялись на всеобщее обозрение. В духе своего просвещенного времени Петр I считал, что уродливые дети не порождение дьявола или божья кара, а игра природы.

    Первые декораторы Кунсткамеры
    Кунсткамеры была декорирована Доротеей Марией Гзель, единственной женщиной, работавшей в то время в Академии наук, основанной Петром I в 1724 г. Задачей Доротеи было обеспечить художественное оформление экспонатов Кунсткамеры, делать акварели с экспонатов музея, а также сопровождать посетителей и отвечать на их вопросы.
    Она была дочерью знаменитой Марии Сибиллы Мэриан (1647- 1717), которая увлекалась выращиванием и изучением насекомых. В своем родном Франкфурте она опубликовала книгу с богатыми иллюстрациями под названием "Метаморфозы суринамских насекомых". Позже коллекционеры поручили ей выполнение рисунков насекомых из коллекции Рюйша и Себы. Когда в 1717 г. Мэридан умерла в Амстердаме, Петр I пригласил Доротею Марию и ее мужа, Георга, Гзелей приехать в Россию.

****

    Культурный контекст новой постоянной экспозиции Кунсткамеры проиллюстрирован с помощью специальной мультимедийной программы. У посетителя есть выбор: от знакомства с анатомией Андреаса Везалия или с монстрами Улисса Альдрованди он может перейти к виртуальному туру по наиболее известным кунсткамерам Европы или изучить разные способы хранения уникальных экспонатов.
    Презентация препаратов Рюйша в атмосфере XVIII в. - результат деятельного сотрудничества Санкт-Петербургской Кунсткамеры и Амстердамского Исторического Музея.

    Спонсоры экспозиции:
    Фонд Вильгельмины Е. Янсен, Амстердам
    Фонд Мондриана, Амстердам
    Фонд культурных программ принца Бернхарда, Амстердам
    Общество развития физических и медицинских наук и хирургии, Амстердам

    Авторы:
    Йозин Й. Ван хет Реве, Амстердамский Исторический Музей
    Анна Борисовна Радзюн, музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН



1998-2005 © МАЭ РАН
E-mail: info@kunstkamera.ru