Российская Академия наук
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Передвижная выставка

   

  Shamans
    Шаманство является одной из наиболее древних энергетических, психологических и медицинских практик человечества, а одновременно мистикой, магией и "религией" в широком значении этого слова. Во многих традиционных культурах шаманы призваны отвечать на самые сложные вопросы бытия, они являются хранителями народными памяти, эпоса, сказок и фольклора, обеспечивают связь мира живых с миром мертвых, являясь посредниками между ними. Шаманизм - важнейшая часть духовной традиции многих народов мира, в том числе - коренных народов Сибири.
    Выставка "Шаманы", в которой сконцентрированы все основные идеи и образы шаманской и шире - архаической мифологии, дает возможность зрителю не просто познакомится с основными категориями мировоззрения наших предков, но и почувствовать художественно-образную сущность их мировосприятия.

    Выставка "Шаманы" состоит из следующих тематических разделов:

"Шаманский чум" (на материале эвенкийской культуры)
  Шаманский бубен Бубен.
Дерево, кожа, металл. Эвенки. Конец XIX в.

Музыкальный инструмент, сопровождающий камлание. Понимался как транспортное средство шамана: лодка, плот или олень. Как лодка и плот воспринимался живым существом. Например, считалось, что в значении плота он принимает облик тайменя или щуки. Крестовина бубна порой трактовалась как сросшиеся хвостами рыбы, на спинах которых покоится, плавая на водой, Вселенная. Крестовина порой понималась и как охраняемый рыбами вход в мифический шаманский мир.
"Модель мира" (на материале культур Амурского региона)
  Модель мира Дерево шаманское.
Дерево. Нанайцы. Конец XIX - начало XX в.

Принадлежность шамана. На всей поверхности столба изображены рельефные фигуры драконов и змей с ногами. Между большими змеями - фигурки лягушек, ящериц и маленьких змей. Одна из возможных трактовок образа - движение энергий хтонического низа, направленное вверх. Столб увенчивается фигурой духа-покровителя шамана - АЯМИ (буквально "любовница").
"Сакральный путь шамана" (на материале разных культур Сибири)
  Сакральный путь шамана Изображение шаманки.
Кожа, мех, ткань, дерево, железо, стекло (бисер). Тувинцы. XIX в.

Представляет духа-предка, являвшегося главным помощником женщины-шаманки. Такое изображение обычно изготовлял для молодого шамана опытный и сильный шаман - его наставник.
"Сакральное искусство" (на материале культур народов Сибири)
  Сакральное искусство Маска-личина.
Дерево. Буряты. XIX в.

Маска изображает легендарного шамана по имени Борто, считавшегося великим шаманом бурят и покровителем одного из их родов. Её хранили как сильного помощника в домах и регулярно "кормили" жирным мясом.
"Испрашивание жизненного благополучия" (на материале самодийских и эвенкийских культур)
  Испрашивание жизненного благополучия Фигура духа-покровителья охоты.
Кость. Долганы. Конец XIX в.

Необычная форма рога дикого оленя послужила основанием для изготовления из него вместилища духа. Если находили дерево закрученное в узел, то считалось, что это дерево, дарующее счастье, сама Богиня Земли, покровительница скота и людей "завязала" его узлом. Дерево становилось талисманом.
"Родовое мольбище" (на материале культур кетов)
  Родовое мольбище Венцеобразная шапка.
Железо, ровдуга, ткань, стекло (бусы). Кеты. XIX в.

Такая шапка надевалась при камлании. Принадлежность большого шамана категории "важенка оленя": Являлась знаком возможности шамана достигнуть верхний мир. Количество ответвлений на рогах возрастало с уровнем шаманского посвящения и увеличением его сакральной силы (полный цикл включал семь трехлетних стадий, то есть длился 21 год)…." Это важенка молодая". Подвески с бусинами по бокам представляют серьги. На лобной части - нож, обладающий силой действовать в мире стихий: шаман рассекал облака, поднимаясь на небо.
"Охрана ребенка и испрашивание его души" (на материале культур тюркских народов Сибири)
  Охрана ребенка и испрашивание его души Изображение духов-предков покровителей семьи "эмегендеров".
Ткань, войлок, стекло (бисер) Телеуты. XIX в.

"Матери", "старухи" (эмегендер) - основательницы алтайских родов. Ритуальные куклы женщин шились ближайшими родственниками невесты по образцу тех кукол, которые получила по выходу замуж мать девушки. Способствовали благополучному исходу родов, охраняли роженицу и ребенка. Благополучие ребенка ставилось в зависимость от того, насколько тщательно и изящно изготовлены изображения. Этих духов кормили обычно два раза в год саламатом и маслом, а также в случае трудных родов. Кормить мог и шаман, но чаще всего кормление совершала женщина.
"Праздник Ысыах" (на материале культуры Якутов)
  Праздник  Ысыах Кафтан шамана.
Ровдуга, железо, медь. Якуты. XIX в.

Главная металлическая подвеска на кафтане - антропоморфное изображение духа-покровителя эмэгэт "мать", "старуха". На спине миниатюрные символы солнца и щербатой луны, шаманской "проруби" ( начальной матери-земли) в виде кольца, представляющей проход для попадания в нижний мир.
"Лечение болезней и проводы души в мир предков" (на материале народов Амура, Сахалина и других регионов Сибири)
  Лечение болезней и проводы души в мир предков Лучок с антропоморфными фигурками (изображение небесных духов "гирки").
Дерево, растительные волокна, ткань, краска. Нанайцы. Конец XIX в.

При психических заболеваниях, появлении у кого-либо из членов семьи признаков сумасшествия такой оберег вешался на стену в доме. Сам лучок символизировал небосвод, а фигурки, подвешенные к большой тетиве - небожителей ( семь работников, один хозяин, один всадник).
"Медвежий праздник" (на материале народов Амура и Сахалина)
  Медвежий праздник Сидящий медведь.
Дерево. Нивхи. XIX в.

Фигура сидящего медведя - изображение духа-хозяина тайги.

    Экспонируется 449 предметов, относящихся к XIX веку.

  Shamans     Публикация:
    Shamans.
Tampere Museum Publications 45. ISBN 951-609-070-2


    Выставка "Шаманы" экспонировалась:

Пакеты передвижных выставок



© 1998-2005 МАЭ РАН
E-mail: info@kunstkamera.ru