(Женский свадебный головной убор: от саков через тысячелетия к казахам)

(Мир одного предмета)

   

  сентябрь - декабрь 2001 г.  

 
 
    Первым этнографическим экспонатом, выбранным для выставки серии "Мир одного предмета" в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, стал саукеле - женский свадебный головной убор казахов.
    Выбор этнографического экспоната не случаен. Во-первых, коллекции по этнографии народов Средней Азии и Казахстана (более 10 тыс. предметов) составляют важную часть собраний Музея. Во-вторых, саукеле (сау - "солнечный, красивый", келе - "голова") и юрта были самыми дорогими элементами приданого невесты, и богато украшенные саукеле представляют собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства. В-третьих, данный головной убор (МАЭ № 439-21) - первый по времени поступления из четырех имеющихся в Музее и не демонстрировавшихся ранее казахских саукеле. Он входит в состав большой коллекции (МАЭ № 439), собранной и переданной в дар музею самими казахами в январе 1899 г.
    Один из дарителей, Лаикжан Дербисалаевич Биркамбаев, будучи в Петербурге, посетил МАЭ и был удивлен скудостью казахских коллекций. Он пообещал прислать недостающие предметы. И действительно, вскоре от Л.Д.Биркамбаева и его земляка Хасана Иш-Мухаммедовича Имамбаева поступило интереснейшее собрание, включавшее 88 предметов из Тургайской волости Актюбинского уезда и из Сарайской волости Кустанайского уезда, из аула № 4.
    История формирования этнографических коллекций среднеазиатско-казахстанского регионов насчитывает в МАЭ РАН более 250 лет. В Каталоге Кунсткамеры 1742 г. упомянуты, например, "бухарские башмаки", 1779 г. - "Киргизские" вещи. Архивные данные свидетельствуют, что в 1860-70-е гг. в МАЭ экспонировались "одежды и предметы кочевого быта народов Средней Азии".
    В комплектовании коллекций принимали участие видные русские учёные и исследователи, путешественники, государственные и общественные деятели, врачи, учителя, художники, купцы-меценаты, а также представители народов Средней Азии и Казахстана. Богатую коллекцию подарков от местных жителей передал МАЭ цесаревич Николай Александрович, совершивший в 1890-1891 гг. путешествие по странам Востока, в т.ч. по Казахстану. В 1913 г. в России отмечалось 300-летие царствования дома Романовых, и многие из полученных ими подарков были переданы в музеи. В МАЭ - единственная по своему объему коллекция дорогих среднеазиатских тканей ремесленного производства из Бухары (500 "кусков"), подаренная бухарским эмиром императорской фамилии. В 1909 г. художник Н.Н.Щербин-Кромаренко подарил МАЭ почти полный комплект так называемого "костюма дервиша" из Самарканда, оказавшийся одеждой пира или шейха - главы одного из суфийских орденов-каландаров. Сбор коллекций, характеризующих традиционную культуру и быт народов Средней Азии и Казахстана, продолжался и в советский период.
    Вернемся к саукеле. Его изготовлением занимались наиболее искусные мастера. Ювелиры-зергеры отливали, штамповали или чеканили металлические детали. Как правило, на изготовление одного саукеле уходил целый год. Стоимость его достигала к концу XIX - началу XX вв. 1000 рублей (стоимость примерно 100 добрых скакунов), и дороговизна, к сожалению, стала одной из причин сокращения производства. Важно отметить, что при сохранении основных элементов, каждый из саукеле имеет свои особенности в силу индивидуального характера работы, наличия материалов и по другим причинам. Таким образом, каждый головной убор - неповторимое, уникальное произведение искусства.
    Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение. По обычаю, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорогой подарок от жениха. После свадьбы молодуха носила саукеле по торжественным случаям в течение года, точнее, до рождения первого ребенка.
    Представленный на выставке "Мир одного предмета" саукеле - один из лучших в собрании МАЭ. Высокая тулья, сделанная из войлока, имеет усеченную форму. Высота ее спереди 34 см, сзади - 45 см, окружность вверху - 34 см, внизу - 50 см..
    Саукеле (предмет в целом и его отдельные детали), как и все головные уборы казахов, имеет высокий семантический статус. Так, большую знаковую нагрузку несут орнаментальные изображения, например, "священное древо жизни", "бараньи рога", а также сами материалы. Считалось, что серебро обладает защитной силой (в частности, серебряные подвески в форме стрел образуют целый ряд нижней части саукеле). Широко известна магическая функция камней: коралл оберегает от порчи и сглаза, жемчуг - от бельма, сердолик - символ благополучия и радости, и так далее.
    Исследователи уже давно обратили внимание на некоторое сходство казахского саукеле с головными уборами саков (так называли в персидских источниках скифов). Среди саков, занимавших огромные территории Средней Азии и Казахстана, имелись племена, именовавшиеся "тиграхауда" ("носящие остроконечные шапки"). Предположения подтвердились, когда в 1970е гг. казахские археологи обнаружили неограбленное захоронение сакского вождя (V-IV вв. до н.э.), одежда которого была сплошь покрыта золотыми пластинами. На его голову был надет высокий (60-65 см) головной убор с золотыми украшениями, даже поверхностное сравнение которого с саукеле свидетельствует об их сходстве. Однако казахский саукеле - женский головной убор. Археологические находки позволяют снять и это расхождение. В Сибирской коллекции Петра I имеются две золотые поясные застежки, изображение на которых получило название "Отдых в пути". Каждую композицию составляют три фигурки: две мужских и одна женская. Женщина и мужчина сидят, второй мужчина лежит на их коленях. На голову женщины надет высокий головной убор, совпадающий по форме с казахским саукеле. Если согласиться с датировкой этого предмета (как предполагают археологи, III в. до н.э.), то можно считать, что в скифо-сакский период высокие головные уборы могли носить как мужчины, так и женщины.
    Почти два с половиной тысячелетия разделяют сакский головной убор и саукеле. Тем не менее, в течение всего этого времени в Средней Азии и Казахстане продолжали бытовать высокие головные уборы. Очевидно, они и послужили прототипами казахского саукеле - важного элемента свадебного обряда.



© 1998-2004 МАЭ РАН
E-mail: info@kunstkamera.ru