Из собраний Государственного художественного музея Латвии
при участии Государственного Русского Музея и
Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

  14 октября - 15 ноября 2004 г.    

Волдемарс Матвейс (Владимир Марков)
в Петербурге

  Каталог выставки   Антропоморфная скульптура. Начало ХХ века. Нанайцы   Резное изображение духа моаи папа из дерева  Sofora toromiro   Резное изображение человек-птица моаи тангата ману   Резное изображение мужчины из дерева Sofora toromiro

    Волдемарс Матвейс (1877-1914) - художник и теоретик русского авангарда начала ХХ века, один из организаторов художественного объединения "Союз молодежи" (1909-1917), представлявшего различные художественные направления: символизм, "сезаннизм", кубизм, футуризм, "беспредметничество".
    Волдемарс Матвейс - автор одного из первых манифестов русского авангарда "Русский Сецессион", программной теоретической статьи "Принципы нового искусства". Работая над теорией принципов пластического искусства, он исследовал культуру регионов Африки, Океании, Северной Азии. "Союзом молодежи" были изданы книги Матвейса (под псевдонимом Владимир Марков): "Творческие принципы в пластических искусствах. Фактура", "Искусство острова Пасхи", сборник китайских стихов "Свирель Китая" (совместно с В.Егорьевым). После смерти художника, в 1919 г., Наркомпрос выпустил книгу Волдемарса Матвейса "Искусство негров".
    На выставке представлены живописные произведения, графика, фотография, архивные материалы, скульптура из острова Пасхи и Северной Азии.
    Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН предоставил 4 предмета - нанайскую антропоморфную скульптуру и три скульптурных изображения духов и сакральных существ с острова Пасхи, а именно:

  • Антропоморфная скульптура. Изображение духа-хозяина дома. Нанайцы, начало ХХ века По-нанайски этот дух называется "дюлин", но подобные изображения имеются и у других тунгусо-маньчжурских народов Нижнего Амура (например, ульчей, негидальцев). Бывают различной величины, могут изображать как мужчину, так и женщину. Дюлин считался охранителем дома, но к нему обращались и с просьбами даровать удачу на охоте, здоровье близким и т.п. Периодически духа задабривали спиртным или пищей. "Кормить" и просить о чем-то дюлина мог только мужчина (как правило, глава семейства).

  • Резное изображение моаи папа из дерева Sofora toromiro, о-в Пасхи, датируется концом XIX в. Фигурка была привезена Чилийской экспедицией на о-в Пасхи и подарена Н.Н.Миклухо-Маклаю капитаном Р.Праделем. Согласно местной легенде, фигурки моаи папа являются изображением духов, но в своей основе идея моаи папа перекликается с общеполинезийским мифом о верховных персонажах Ранги (Небо) и Папа (Земля). Ритуальное назначение моаи папа неизвестно. Предположительно фигурки подобного типа служили объектом домашнего культа.

  • Резное изображение моаи тангата ману ("человек-птица") из дерева Sofora toromiro предположительно относится к концу XVIII в. Согласно гипотезе английского исследователя Д.Этенборо, данный предмет покинул о-в Пасхи вместе со 2-й кругосветной экспедицией Дж.Кука (1772-1775). Изготовление фигурок моаи тангата ману ассоциируется с обрядом ежегодного избрания (предположительно) верховного иерарха острова, которому присваивался сакральный титул "человека-птицы".

  • Резное изображение (традиционное название неизвестно) из дерева Sofora toromiro также датируется концом XVIII в. Согласно гипотезе Д.Этенборо, как и предыдущий предмет, данная скульптура была вывезена в Европу участниками 2-й экспедиции Дж.Кука.

    Выставка осуществлена при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Латвийской Республики, Генерального консульства Латвийской Республики в Санкт-Петербурге.
    Место проведения выставки: Государственный Русский Музей, корпус Бенуа, подробнее см. на сайте Русского Музея.



1998-2004 © МАЭ РАН
E-mail: info@kunstkamera.ru