ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕТРОВСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЯ КУНСТКАМЕРЫ

"ВЫРАЗИЛИ ОСОБЛИВОЕ СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ"

Далеко не все понимали, что Петр закладывал в России основы музейного дела и отечественной науки. Не все понимали и желание царя построить для Кунсткамеры специальное здание на Стрелке Васильевского (тогда Преображенского) острова.

Этому острову царь придавал особое значение. Именно здесь он намеревался сделать центр столицы. И здесь же, рядом с правительственными зданиями, задумал он разместить Академию, библиотеку и музей.

Как-то раз гуляя по дикому, заросшему деревьями берегу Невы, Петр заметил необычную сосну. В ее ствол вросла полукольцом ветка, похожая на дужку большого амбарного замка. "Вот так дерево-монстр!"-воскликнул Петр. Он повелел сосну срубить, часть ствола с вросшей веткой сохранить, а на месте сосны заложить новое здание для будущих палат. Здание было задумано по тем временам огромным: около ста метров в длину и пятнадцати метров в ширину. На пустынной тогда Стрелке Васильевского острова это было первое монументальное сооружение в новом городе. И сейчас оно остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XYIII века.

Привычное нам название Кунсткамеры закрепилось за зданием не сразу. Первоначально оно называлось "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". Сохранились планы, разрезы и фиксационные чертежи здания 1737 -1741 гг., где оно именно так и названо. Позже от него отделилась Библиотека и обсерватория, а потом и другие музеи, и большая часть помещений заполнилась этнографическими вещами.

Общее архитектурное решение здания вполне отражало стиль петровского барокко. Изящная и пропорциональная центральная башня отводилась под анатомический театр (1-й этаж) и обсерваторию (2-й этаж). Башня объединяла два симметричных крыла: западное отводилось для Библиотеки, а восточное - для Кунсткамеры.

В размещении залов использовался новый и модный тогда анфиладный принцип. Интерьеры соединялись лестницами и обходными внутренними галереями на всех этажах. На 2-м и 3-м этажах главное пространство занимали большие светлые залы; в боковых ризалитах размещались разные кабинеты. Новым и тоже модным украшением интерьера были скульптуры, настенные рельефы, медальоны, изображавшие римских цезарей и мудрецов древности. Так с помощью изобразительного "языка" прокладывала себе дорогу в русское общество история и другие научные знания. Петр хотел, чтобы "древнее обиталище наук в Греции" стало, наконец, известным в России, иными словами, чтобы русские приобщились к классическому наследию.

По замыслу Петра, Палаты должны были воплощать идеи о всеобщем универсальном знании. Это означало отход от прежней ориентации на космологический подход, свойственный кабинетам редкостей эпохи Возрождения.

Здание палат заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Г.И.Маттарнови, и на этом основании его считают автором проекта. Но И.Грабарь, а следом за ним и другие исследователи, сомневаются в его авторстве. Дело в том, что Маттарнови работал у талантливого архитектора А.Шлютера, имевшего опыт проектирования подобных зданий в Берлине, и мог использовать его идеи. После Маттарнови строительство здания до 1734 года вели другие архитекторы: Н.Гербель, Г.Киавери и М.Земцов.

Здание возводили медленно, с большими перерывами. Петр торопил строителей, сам вникал во все мелочи и часто давал свои собственные деньги на строительство. Но он так и не увидел полностью законченного здания Кунсткамеры. К началу 1725 года, когда Петр умер, были возведены лишь стены. Башню и внутреннюю отделку Кунсткамеры заканчивали уже после смерти Петра. В 1726 году оно еще не было закончено, но в него перевезли коллекции из Кикиных палат. Здание подобного просветительского назначения было в своем роде уникальным. Подобных ему Европа того времени не знала. Не случайно французский путешественник 1726 года назвал его "одним из самых превосходных сооружений такого рода в Европе". Действительно, оно было так всесторонне продумано и так основательно построено, что без серьезного ремонта и переделок простояло до наших дней.

Открытие Кунсткамеры, а вместе с ней и Библиотеки, было важным событием в жизни и города, и страны. Оно происходило в очень торжественной обстановке. Съехались именитые гости, осмотрели музей и нашли, что в нем все находится в полном порядке и "выразили особливое свое удовольствие."

Скоро Кунсткамера стала одной из главных достопримечательностей новой столицы и всей России. И отечественные, и иностранные "знатные персоны", дипломаты, почетные гости, приезжавшие в столицу, обязательно посещали первый русский музей, так что, по свидетельству современников, там было всегда "великое людство" и множество "разного звания народу". Для доставки знатных гостей устроили специальный перевоз, построили пристань и выделили шлюпки, а простой люд добирался, как мог. И все дивились и любовались "натуральными и художественными редкими вещам." А их в Кунсткамере было немало. Гостей поражали и искусные золотые украшения, найденные в могилах "дикой Сибири", и самородное железо, и песочное золото, и необычная одежда жителей далеких Курильских островов и других неведомых земель и другие диковинные вещи.

| назад | далее |



1999-2004 © МАЭ РАН
E-mail: info@kunstkamera.ru