СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУНСТКАМЕРЫ

1704–1718 гг. Указы Петра I "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей" (Полное собрание законов Российской империи, т. IV, СПб., 1830, №№ 1964, 3159 и др.). Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарской канцелярии
1714–1719 гг. В связи с переносом столицы России из Москвы в Санкт-Петербург все коллекции были расставлены в Летнем дворце в новой столице. Хранение коллекций было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально "надсмотрителем редкостей и натуралиев" Иогану Шумахеру. Музей получает имя "Кунсткамера", но в эти годы был недоступен для публичного обозрения
1719–1727 гг. Открытие коллекций Кунсткамеры для осмотра публикой в Кикиных палатах - доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора. Уже ко времени открытия этого первого в России публичного музея количество выставленных для обозрения коллекций поражало воображение как россиян, так и европейцев. Основным источником поступления новых коллекций были знаменитые "академические экспедиции" первой половины XVIII в. (Д.Г.Мессершмидт, Г.Ф.Миллер, И.Г.Гмелин, С.П.Крашеннинников, В.Н.Татищев и др.) и покупка по распоряжению Петра I "редкостей" в различных странах Европы. Среди этих приобретений Петра наиболее известны коллекция Альберта Себы "славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост и Вест-Индии" и коллекция анатомических препаратов Ф.Рюйша, ныне выставленную на экспозиции "Первые естественно-научные коллекции Кунсткамеры". В первые годы Музей имел в своем составе и ряд "живых" экспонатов – монстры, карлики, великаны
1727 г. Перемещение Кунсткамеры и Библиотеки Академии Наук в специально выстроенное по указу Петра здание (архитекторы И.Матарнови и М.Г.Земцов) на стрелке Васильевского о-ва

Согласно указу Петра I Музей был бесплатным для посетителей. Более того, Петр считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Сохранились документы, согласно которым на специально выделенные царем средства в Кунсткамере предлагали посетителям «кофе и цукерброды», кормили их закусками и поили венгерским вином. Посетителей встречали «суббиблиотекарь» или другие знающие служители, которые любезно водили их по всем комнатам и показывали им редкости с кратким объяснением. Посетители охотно осматривали Кунсткамеру. Есть свидетельства, что в музее всегда находилось «множество... разного звания народу»

1741–1745 гг. Публикация двухтомного каталога Кунсткамеры (Musei Imperialis Petropolitani) и иллюстрированного путеводителя по Музею на немецком и русском языках
1747 г. Пожар в здании Кунсткамеры, в результате которого погибла большая часть этнографических коллекций. Из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (7 декабря 1747 г. ):
«В прошлую субботу поутру в пятом часу учинился в палатах Императорской Библиотеки и Кунсткамеры пожар, который через малое время так сильно распространился, что никоим образом невозможно стало палат спасти, а особливо, как огонь до башни добрался и оную обхватил...».
Свидетель пожара М.В.Ломоносов считал причиной бедствия неисправность печей и дымоходов. Он сообщал о пожаре:
«Погорела в Академии, кроме немалого числа книг и вещей анатомических, вся галерея с этнографическими коллекциями».
Академия Наук предпринимает меры для их восстановления, разослав по губернским канцеляриям списки утерянных коллекций с просьбой заново собирать утраченные этнографические коллекции
1766 г. Окончание ремонта и возобновление работы Музея
Конец 18 –
начало 19 в.
Пополнение этнографических коллекций Музея вещами, собранными капитаном Д.Куком в Полинезии, этнографическими коллекциями из Северо-Восточной Азии (чукчи, алеуты, эскимосы), Северной и Южной Америки (коллекции Российско-Американской компании, и кругосветных путешествий русских моряков и ученых: И.Ф.Крузенштерна, Ю.Ф.Лиснянского, Ф.Ф.Беллинсгаузена, М.П.Лазарева, Ф.П.Литке, М.Н.Станюковича и др.)
20–30 гг. 19 вв. Создание на базе Кунсткамеры ряда самостоятельных академических музеев – Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I (Указ "Устав и штат Императорской Санкт-Петербургской Академии наук" от 8 января 1836 г.). Эти музеи располагались в двух соседних зданиях на набережной Невы, в том числе Этнографический, Азиатский, Египетский музеи и Кабинет Петра I в здании Кунсткамеры. Первым директором Этнографического музея становится академик А.М.Шегрен (1844-1855 гг.), хранителем Музея – Л.Ф.Радлов. Музей активно пополняется коллекциями из экспедиций и коллекций Х.Д.Френа, Ф.А.Коленати, П.И.Кеппена, М.А.Кастрена, А.Ф.Миддендорфа, Л.И.Шренка, И.С.Полякова, К.Т.Хлебникова, Л.А.Загоскина, И.Г.Вознесенского и др.
1842 г. Руководителем Анатомического кабинета становится академик К.М.Бэр, положивший начало собирания антропологических (остеологических) коллекций Кунсткамеры. В настоящее время эти коллекции, насчитывающие на сегодняшний день около 15 тысяч костяков, главным образом из археологических раскопок в европейской и азиатской частях России, Средней Азии и Кавказа находятся на хранении в Отделе антропологии Музея , располагающимся с лета 1995 года в отдельном здании по адресу Средний проспект В.О., д. 24.
5 декабря 1878 По предложению директора Этнографического музея академика А.А.Шифнера и директора Антропологического музея академика К.М.Бэра Академия Наук принимает решение "вместо нынешних двух музеев Антропологического и Этнографического учредить при Академии один Музей – Музей антропологии и этнографии". Этот Музей должен был в своих стенах объединить все данные о происхождении человека и его культуре – антропологии, археологии и этнографии
70-80 гг. 19 вв. Пополнение Музея уникальными коллекциями, собранными русскими путешественниками в Африке (В.В.Юнкер) и в Новой Гвинее (Н.Н.Миклухо-Маклай)
1889 г. Открытие экспозиций Музея в пристроенном со стороны Таможенного переулка новом здании (экспозиции по России, Азии, Африке, Австралии, Америке, разделы "Художественно-промышленные изделия", "Принадлежности буддийской веры", "Древности каменного века", "Человеческие черепа и скелеты" и др.)
1894 г. Назначение на пост директора Музея В.В.Радлова, крупнейшего специалиста по этнографии и лингвистике тюркских народов Сибири. В годы его руководства Музеем была организована большая работа по собиранию новых коллекций, их научная регистрация, публикации материалов исследований ("Сборник Музея антропологии и этнографии"). Привлечение к сотрудничеству с Музеем В.И.Иохельсона, Л.Я.Штернберга, В.Г.Богораз-Тана и др. выдающихся российских этнографов
1903 г. В связи с празднованием 200-летия основания Петербурга, Музею было присвоено имя "Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого". Это имя Музей носит и сегодня
1910 г. Расширение музейных экспозиций за счет надстройки третьего этажа в музейном здании по Таможенному переулку и создание на новых площадях археологической экспозиции
1925 г. Создание новой этнографической экспозиции
1933 г. Создание на базе Музея антропологии и этнографии Института этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Академии Наук СССР
1943 г. Создание Московской группы Института антропологии и этнографии во главе с проф. С.П.Толстовым. Впоследствии московская часть Института становится головной, а ленинградская часть получает название Ленинградское отделение Института этнографии и антропологии АН СССР
1946 г. Открытие экспозиций Музея для широкой публики после пятилетнего перерыва, связанного с Отечественной войной и блокадой Ленинграда. Создание в 1946–1953 гг. новых экспозиций, посвященных этнографии народов мира. Эти экспозиции в основном сохранились до настоящего времени
1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук становится вновь самостоятельным учреждением. Музей М.В.Ломоносова, всегда располагавшийся в историческом здании Кунсткамеры, но являвшийся в течение многих лет частью Института истории естествознания и техники РАН, снова становится частью Музея. Институт в Москве также переименовывается в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН

См. также "Энциклопедию Петровской Кунсткамеры"



1999-2004 © МАЭ РАН
E-mail: info@kunstkamera.ru