Отдел этнографии Сибири
Андрей Александрович Попов
ПОПОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1902-1960)


А.А. Попов родился в 1902 году в селе Угулятцы Вилюйского улуса в семье священника. Детство и отрочество Попова прошли в якутской среде. Окружающие его традиционный быт, народное творчество и богатый якутский язык создали ту атмосферу, в которой зародился глубокий интерес к этнографии, определивший весь жизненный и творческий путь исследователя.
Закончив в 1922 г. общеобразовательную школу в Якутске, Андрей Александрович возвращается в Вилюйский улус, в село Батулинцы, где до 1925 г. преподает в сельской школе. Еще будучи в Якутске он принимает активное участие в работе исторической секции Русского географического общества и становится его штатным сотрудником. С этого времени и определяется главное направление его профессиональной деятельности - изучение народов Сибири. Собранный им в эти годы полевой этнографический материал поражал коллег широтой охвата и комплексным подходом к изучаемым явлениям культуры. Результатом исследований этих лет явилась монография "Материалы по верованиям якутов Вилюйского округа" объемом 30 а.л., к сожалению, так и не увидевшая свет. Но в Архиве МАЭ сохранились рисунки-иллюстрации к этой книге, выполненные в 1927 г. А.Пятигорским с полевых зарисовок А.А.Попова. Однако до сих пор не обнаружены авторские аннотации к этим рисункам, и можно лишь предположительно атрибутировать изображенные на них ритуальные действия.
В 1925 г. Попов поступает на географических факультет Ленинградского университета. Здесь его учителями становятся основоположники русской школы этнографии - Л.Я.Штернберг и В.Г.Богораз. Увидев в молодом человеке талант исследователя они привлекают его к научной работе в МАЭ. С 1927 по 1929 гг. он в качестве научного сотрудника принимает участие в работе Комиссии Академии наук СССР по изучению Якутии. В 1929 г. Попов становится штатным научным сотрудником Отдела этнографии МАЭ, где работает до конца жизни. Он постоянно выезжает в этнографические экспедиции в различные районы Восточной Сибири - к якутам, долганам, нганасанам, энцам, ненцам, русским старожилам Таймыра.
Так, с мая 1930 г. по август 1931 г. Андрей Александрович находился на полуострове Таймыр, где по заданиям Комиссии по изучению естественно-производительных сил и Музея антропологии и этнографии Академии наук изучал культуру и быт долганов и нганасанов.
В 1936 г. Андрей Александрович преподавал якутский язык аспирантам Института народов Севера, а с осени 1940 г. был зачислен доцентом Ленинградского государственного университета по кафедре этнографии.
В 1936—1938 гг. в составе Тавгийской этнографической экспедиции Андрей Александрович вторично посетил Таймыр.
Собранные в течение ряда лет материалы были широко использованы им при написании работ, посвященных этнографии якутов, долганов и нганасанов. Основное внимание А. А. Попов уделял материальной культуре и религиозным верованиям изучаемых народов. Отличительной чертой его работы было стремление описывать виденное с максимальной точностью, со всеми подробностями, с приведением местных терминов. Андрей Александрович старался не упустить ничего, даже такого, что могло, на первый взгляд, показаться незначительным и лишним. Он не спешил с научными обобщениями, считал для себя преждевременным выдвигать какие-либо теории, делать далеко идущие выводы. Лишь в последние годы своей жизни, разрабатывая темы Сибирского этнографического атласа и одновременно подготовляя материал для большой монографии «Религиозные представления долганов», Андрей Александрович подошел к решению ряда теоретических вопросов, имеющих важное значение для этнографии, в частности для проблемы этногенеза и культурных связей народов Сибири. К работам такого рода, кроме упомянутой монографии, относятся две его большие статьи: "Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия" и «Жилище у народов Сибири». Читатель найдет в этих трудах весьма обильный, всегда тщательно подобранный и проверенный этнографический материал, его классификацию, типологию и ценные историко-этнографические выводы.
Исключительный интерес имеют работы А. А. Попова, посвященные нганасанам в том числе первая часть монографии под названием: «Нганасаны. Материальная культура» (1948). Вторая часть ее (около 15 авт. листов), включающая сведения об общественных отношениях, верованиях и изобразительном искусстве этого народа была издана уже после смерти автора под названием «Нганасаны. Социальное устройство и верования» (1984).
Большой интерес проявлял А. А. Попов и к изучению фольклора народов Севера, видя в нем ценнейший историко-этвографический источник. Он неустанно призывал собирать, исследовать и публиковать фольклор народов Севера, изучать их языки. Тщательно собирая произведения устного народного творчества якутов, долган, нганасан и энцев, он широко пользовался ими в своих этнографических исследованиях. Делая переводы, Андрей Александрович всегда стремился сохранить специфику языка фольклорных произведений, их своеобразие и полноту художественных образов. Важное научное значение таких переводов отмечено В.Я. Проппом в рецензии на одну из последних работ Андрея Александровича о якутском олонхо «Кулун Куллустуур». По переводу А.А. Попова, пишет В.Я. Пропп, исследователь сможет изучить не только сюжетную основу этого образа классической эпической песни якутов, но и стиль и поэтику якутского эпоса. Е.Убрятова отметила высокое качество этой работы Андрея Александровича: точность перевода и тончайшую передачу своеобразия образов древних скотоводов и охотников, какими были создатели олонхо. Той же тщательностью отличаются и переводы долганских и якутских сказок, опубликованные А. А. Поповым.
Многочисленные труды Андрея Александровича имеют важное значение и для археологии. Будучи знатоком материальной культуры народов Сибири, он обобщил ценнейшие сведения, позволяющие оживить многие ныне немые археологические памятники, реконструировать не только формы материальной культуры многотысячелетней давности, но и реальные формы производственной деятельности первобытного человека. Столь же ценны для археологов материалы по духовной культуре народов Сибири, собранные А. А. Поповым. Его анализ религиозных представлений дает в руки исследователя первобытного общества ключ к разгадке многих, недостаточно ясных ранее моментов в мировоззрении древних людей.
Сегодня нельзя представить сибиреведения без фундаментальных исследований А.А.Попова по жилищу, технике плетения и ткачества, по шаманству и ранним религиозным верованиям и уникального корпуса фольклорных и ритуальных текстов, что составляет золотой фонд мировой гуманитарной науки. Собранные ученым коллекции включают около 1000 предметов и являются бесценным источником для изучения традиционной культуры народов Восточной Сибири.

Библиография трудов А.А. Попова в формате PDF